2017-forum.ru

Культурный проект

Запорожский троллейбус
Запорожский троллейбус
Троллейбусная система
Страна

 Украина

Город

Запорожье

Дата открытия

22 декабря 1949

Количество маршрутов

8[1][2]

Общая длина маршрутов

264 км.[3]

Количество троллейбусных парков

2

Количество троллейбусов

155[4]

Модели эксплуатируемых троллейбусов

ЗиУ-9
ЗиУ-10
ElectroLAZ-12
ЮМЗ-Т2
ЮМЗ-Т1

Стоимость проезда

1,50 грн. (с 01.04.2011)

Компания-перевозчик

Запорожэлектротранс

Запорожский троллейбус — один из видов общественного транспорта города Запорожье. Движение открыто 22 декабря 1949 года.

По состоянию на 2012 год "Запорожэлектротранс" обслуживает 8 троллейбусных маршрутов общей протяженностью 264 км.[2][1] Самый длинный из них — троллейбусный маршрут № 8 «Симферопольское шоссе — з-д «Запорожкабель» (45,5 км). Каждый день на маршруты города выходит 105-110 троллейбусов[3]. За год троллейбусы перевозят около 33 млн пассажиров, в том числе льготных категорий — более 21 млн человек[3]. Перспективы развития троллейбусного движения в городе определяет Программа развития горэлектротранспорта в Запорожье на 2007-2015 гг., принятая решением городского совета в 2007 году[5].

Содержание

Подвижной состав

  1. ЗиУ-682 — 114 единиц
  2. ЗиУ-683 — 11 единиц
  3. ElectroLAZ-12 — 11 единиц
  4. ЮМЗ-Т2 — 10 единиц
  5. ЮМЗ-Т1 — 10 единиц

История подвижного состава

Модель Годы эксплуатации Количество
МТБ-82 1949-?? 43
ЗиУ-5  ?? -1989 133
Киев-2 и Киев-4 59
Киев-5 24
ЗиУ-682 с 1972
ЗиУ-683 с 1990 - 2009* 10
ЮМЗ-Т1 с 1992 12
ЮМЗ-Т2 с 1996 10
ElectroLAZ-12 с 2006 11
  • Начиная с осени 2009 года эксплуатация ЗиУ-683 приостановлена, на 2011 год сохраняется вероятность приведения в рабочее состояние только у двух № 683, 645.

Маршруты

По состоянию на 2012 год в городе существуют такие маршруты:

  • № 3. ул. Песчаная — Южный мкрн.
  • № 8. Симферопольское шоссе — з-д "Запорожкабель"
  • № 9А. з-д "Запорожсталь" — пр. Металлургов — ул. Победы — з-д "Запорожсталь"
  • № 9Б. з-д "Запорожсталь" — ул. Победы — пр. Металлургов — з-д "Запорожсталь"
  • № 11. Институт "Цветметавтоматика" — Осипенковский ЖМС (Арматурный з-д)
  • № 13. Набережная — ДК "Огнеупорного завода"
  • № 14. ул. Чумаченко — Набережная
  • № 17. Бородинский мкрн. — Институт "Цветметавтоматика"

Эти маршруты полноценно не функционируют:

ЗиУ-9 на маршруте №3
  • № 4а. з-д "Запорожсталь" — порт им. Ленина
  • № 7. ж/д вокзал "Запорожье-2" - Троллейбусный Парк № 2
  • № 6. Кинотеатр "Космос" - Троллейбусный Парк-2(Круговой) (изредка для пробы машин после ремонта)
  • № 23. пл. Ленина — Южный мкрн. (в качестве эксперимента запущен 1 ноября 2011 и через месяц закрыт)
  • № 26. Южный мкрн. — Набережная

Ранее существовавшие маршруты:

  • № 1. Набережная - (ул. Победы - просп. Металлургов - Южное шоссе) - з-д "Запорожсталь"
  • № 2. ж/д вокзал Запорожье-2 - (о-в Хортица) - з-д "Запорожкабель"
  • № 4. Набережная - (бульв. Шевченко - просп. Ленина - ул. Седова) - з-д "Запорожсталь"
  • № 5. ул. Чумаченко — пл. Ленина[1]
  • № 10. Набережная - з-д "Кремнийполимер"
  • № 15. ж/д вокзал "Запорожье-2" - ул. Чумаченко
  • № 16. ж/д вокзал Запорожье-2 - "Арматурный" з-д
  • № 18. Порт им. Ленина - Бородинский мкрн.
  • № 19. Порт им. Ленина - Арматурный з-д
  • № 20. Симферопольское шоссе — пл. Ленина[1]
  • № 21. Порт им. Ленина - з-д "Запорожкабель"
  • № 22. Порт им. Ленина - ул. Песчаная
  • № 23. Пл. Ленина - ж/д вокзал "Запорожье-1"
  • № 24. ж/д вокзал Запорожье-2 - "Арматурный" з-д (ходил через о-в Хортица); в сер. 90-х: пл. Ленина — Институт "Цветметавтоматика"
  • № 25. Арматурный з-д — ул. Чумаченко

История

21 мая 1949 года решением горсовета был принят указ о подготовке кадров в составе 23 человек для обслуживания электротранспорта[3]. За 3 месяца (октябрь-декабрь) было установлено 480 опор, 12 км. контактной сети[3]. Большую финансовую поддержку в строительстве линии оказало предприятие «Запорожсталь». Первый троллейбусный парк (открытая площадка 300 м2, рядом ангар с единственным токарным станком ДИП-200 и смотровой канавой) находился на территории комбината "Запорожсталь"[3]. Этот ангар сохранился до сегодня.

Называются две даты открытия первой троллейбусной линии - 21 декабря 1949 г. (к семидесятилетию И. В. Сталина[6]) и 25 декабря 1949 г.[6] 25 декабря состоялся митинг, приуроченный к пуску первой троллейбусной линии «Завод Запорожсталь — ул. Хмельницкого»[6]. Линия начиналась у главной проходной «Запорожстали», проходила вдоль других заводов в сторону Соцгорода к пр. Сталина (ныне — Металлургов). Маршрут № 1 соединял 6-й поселок с огромным промышленным предприятием «Запорожсталь». На линию тогда вышло 6 первых троллейбусов МТБ-82Д[6] (однако ежедневно на маршрут выходило 4 машины из 6)[7].

Первыми водителями запорожских троллейбусов стали: Волошин Д.А., Константинов Н.А., Левадний Н.И., Пинчук Г.И., Хдеев Г.Г., Клевцов В.А., Сокол В.И. Овдиенко И.И., Позняков П.М., Радчанская Н.Ф.[3] Теорию изучали в Запорожье, а практику проходили в соседнем Днепропетровске[3].

В 1950 году было принято решение о строительстве нового маршрута, соединяющего Левый и Правый берег, на что было выделено 3,5 млн рублей[3]. Маршрут на Правый берег лежал через остров Хортица, поскольку движение транспорта по плотине ДнепроГЭС ещё не было открыто. Несмотря на это, открытие маршрутов троллейбуса на Правый берег произошло 28 апреля 1958 года[3]. В 1953 году был построен первый троллейбусный парк в районе Алюминиевого завода рядом с нынешним пр. Металлургов. На это время парк составлял 25 машин[3]. Вскоре последовало открытие второго маршрута, соединявшего центр города (на левом берегу) с правым берегом, через остров Хортица к заводу «Преобразователь»[7]. В это время начинается пополнение парка новыми машинами марки МТБ-82.

К 1961 году в городе действовали следующие маршруты:

Старейший троллейбус г. Запорожье
Недостатка пассажиров, в отличие от троллейбусов, на маршруте №3 не наблюдается.
  • № 1. з-д «Запорожсталь» — пр. Металлургов — Набережная
  • № 2. пл. Советская — з-д «Преобразователь»
  • № 3. ж/д вокзал «Запорожье-1» — з-д «Преобразователь»
  • № 4. з-д «Запорожсталь» — пл. Профсоюзов — Набережная
  • № 5. Космический мкрн. — Горсовет
  • № 6. Космический мкрн. — Набережная
  • № 7. Космический мкрн. — Автовокзал

В начале 1960-х годов приходят троллейбусы нового поколения. ЗиУ-5 - основная модель 60-х-70-х гг. Большое количество городов отдавало предпочтение именно этой модели. Троллейбусный парк пополняется троллейбусами КЗЭТ (Киевский завод электротранспорта) им. Дзержинского, такими моделями, как «Киев-2», «Киев-4». С вводом в эксплуатацию в 1962 году дамбы, соединяющей старую и новую части города был открыт самый длинный маршрут № 3 «Запорожье-1 — Трансформаторный завод (ЗТЗ)»[3]. В 1964 году троллейбусный парк № 1 был перестроен на 75 машиномест[3]. А 17 июня 1971 года в Космическом микрорайоне (тогда ещё строящемся) открыли троллейбусный парк № 2, рассчитанный на 120 машиномест[3]. Парк был сдан в эксплуатацию и принял 11 машин. На парк было возложено обслуживание маршрутов № 6 «Набережная — Космический мкрн.» и № 8 «Преобразователь — Космический мкрн.»[3] В 1972 году в город поступили более комфортные троллейбусы ЗиУ-9Б - три двери вместо привычных двух, более современный корпус, больше подходящий для интерьера улиц. С пополнением парка стало возможным открытие ещё нескольких маршрутов — №12 и №13[3]. Немного спустя, происходит пополнение машинами ЗиУ-9В, которые отличаются от своих предшественниц двумя ступеньками на задней двери.

В 1977 году намечено строительство первой очереди троллейбусной линии в Осипенковский микрорайон[3].

В 1979 в городе действовали такие маршруты:

  • № 2. пл. Советская — з-д «Преобразователь»
  • № 3. ж/д вокзал «Запорожье-1» — з-д "ЗТЗ"
  • № 4. з-д «Запорожсталь» — пл. Профсоюзов — Набережная
  • № 5. Космический мкрн. — Горсовет
  • № 6. Космический мкрн. — Набережная
  • № 7. Космический мкрн. — ж/д вокзал "Запорожье-2"
  • № 8. Космический мкрн. — з-д «ЗапорожКабель»
  • № 9А. з-д «Запорожсталь» (круговой — по внешнему кругу)
  • № 9Б. з-д «Запорожсталь» (круговой — по внутреннему кругу)
  • № 10. ул. Б.Хмельницкого — ДК «Огнеупор»
  • № 11. ул. Седова — о. Хортица — "Арматурный" з-д
  • № 12. з-д "ЗТЗ" — ДнепроГЭС — "Арматурный" з-д

На протяжении 1980-х гг. в Запорожье поступает много троллейбусов ЗиУ-9ВОО. В середине 80-х открывается вторая линия на Космическом микрорайоне[3]. В 1984 г. на пятнадцати маршрутах протяженностью 172,1 километра было задействовано 230 машин (каждая вместимостью 126 человек), что за год позволяло перевести свыше 70 миллионов пассажиров[6]. В 1989 году насчитывается 185 троллейбусов в двух троллейбусных парках, 172 км троллейбусных линий, ежегодно перевозится до 85 млн. человек[3]. В планах на 1989 год (40 лет запорожскому троллейбусу) значилось — в следующем году пустить троллейбус на Бородинский мкрн. (был запущен маршрут № 17), через 3-5 лет построить троллейбусный парк № 3 в Хортицком жилмассиве, предварительно, пустив туда троллейбус (не осуществлено), также планируется пуск троллейбуса на Южный мкрн. (пущен в 2001 году) и на Шевченковский (не пущен до сих пор)[3]. Троллейбус ожидался в Мелитополе и Бердянске (там он так и не появился)[3].

В 1987 году начинают поставляться модели ЗиУ-9ВОА и ЗиУ-9ВОВ. В 1990 году город приобретает 2 «гармошки» ЗиУ-10 (№ 629 и № 631). Добавляются маршруты для связывания центра города с микрорайонами и связи между микрорайонами. В 1991 году в город приходит первая партия новых троллейбусов ЗиУ-9ГОО. Отличие этой модели от предыдущих заключается в особом расположении сидений которые находятся напротив средней двери: здесь они расположены в ряд по одному. Вторая партия таких же троллейбусов приходит в 1992 году, пополняя парк № 1 на 20 машин, а второй парк на 30. В эти же года были приобретены 5 «гармошек» ЗиУ-10. В 1993 году на улицах Запорожья появляются новенькие «гармошки» ЮМЗ-Т1, сделанные на днепропетровском заводе «Южмаш». В 1994 году приходит последняя партия троллейбусов ЗиУ-9ГОО. Спустя 2 года в — 1996 году, компания «Интергаз» дарит жителям Запорожья 3 новых троллейбуса ЮМЗ-Т2 (№ 022, № 024 и № 026). В 1998 году в парк № 2 поступает машина ЮМЗ-Т1 (№ 028). Эта машина ранее работала в Киеве, где носила номер 2411. Летом 2003 года в город поступает троллейбус ЮМЗ-Т1 № 030, который в Киеве работал под № 4403 и был направлен в Запорожье после капитального ремонта.

Начало 1997 года — с 8 января установлен новый тариф оплаты за проезд - цена повысилась с 20 копеек до 30. Почти 30 лет назад в ЗТТУ была упразднена должность кондуктора, но с апреля 1997 года она восстановлена. На маршрутах ГЭТ работают около 800 кондукторов. Наряду с билетами, выдаваемыми кондукторами, параллельно ходят ещё и абонементные талоны. С целью дальнейшего совершенствования обслуживания пассажиров с 1.04.1997 оплата за проезд взимается только кондукторами непосредственно в салонах трамваев и троллейбусов. По абонементным талонам пассажиры имеют право ездить до 15 апреля. Стоимость проезда составляет 30 копеек. Компостеры в Горэлектротрансе уже снимаются. В 1997 году в двух троллейбусных парках насчитывается 220 троллейбусов, из которых 65 подлежат списанию. Осуществляется обслуживание троллейбусных маршрутов 134-мя выпусками ежедневно. Насчитывается 176 км троллейбусных линий, 49 подстанций. В 1997 г. насчитывался 21 маршрут[7].

Планы на 1997 год таковы — покупка 10 новых троллейбусов (программа ГЭТ) — не выполнено, продолжение строительства троллейбусной линии от Верхней Хортицы (конечная троллейбуса № 8) до Хортицкого жилмассива — не выполнено.

В 1997 году «Запорожэлектротранс» обслуживал следующие маршруты:

  • № 3 ж/д вокзал «Запорожье-1» — ул. Песчаная
  • № 4. з-д «Запорожсталь» — пл. Профсоюзов — Набережная
  • № 5. ул. Чумаченко — пл. Ленина
  • № 6. Кинотеатр "Космос" - Троллейбусный Парк-2
  • № 7. Троллейбусный парк № 2 — ж/д вокзал "Запорожье-2"
  • № 8. Симферопольское шоссе — з-д «ЗапорожКабель»
«Гармошки» ЮМЗ-Т1 на длинном маршруте №14 с большим пассажирооборотом
  • № 9А. з-д «Запорожсталь» (круговой — по внешнему кругу)
  • № 9Б. з-д «Запорожсталь» (круговой — по внутреннему кругу)
  • № 10. Набережная — з-д «КремнийПолимер»
  • № 11. ул. Седова — ДнепроГЭС — "Арматурный" з-д
  • № 13. Набережная — ДК «Огнеупор»
  • № 14. Набережная — ул. Чумаченко
  • № 15. ул. Чумаченко — ж/д вокзал "Запорожье-2"
  • № 16. "Арматурный" з-д -о. Хортица — ж/д вокзал "Запорожье-2"
  • № 17. Бородинский мкрн.— ул. Седова
  • № 18. Бородинский мкрн. — порт им. Ленина
  • № 19. "Арматурный" з-д — порт им. Ленина
  • № 20. Симферопольское шоссе — пл. Ленина
  • № 21. з-д «ЗапорожКабель» — порт им. Ленина
  • № 22. ул. Песчаная — порт им. Ленина
  • № 23. ж/д вокзал "Запорожье-1" — пл. Ленина

По состоянию на 1999 год в 2-х троллейбусных парках числилось 219 троллейбусов, из которых 135 ежедневно выходят на линию. Обслуживается 20 маршрутов. Из всего парка на то время 74 троллейбуса использовались уже более 10 лет и к концу 1999 года срок эксплуатации выработался у 99 троллейбусов. За день троллейбусами перевозится около 260 тысяч пассажиров. С 1 октября 1999 года троллейбусы № 11 и 16 меняются местами — теперь № 11 ходит через остров Хортица, а № 16 — через ДнепроГЭС.

Дальнейшие годы для запорожского электротранспорта стали не столь удачными по сравнению с прошлыми. Новых машин не поступало, но новинки в схеме маршрутов и в организации перевозок всё же наблюдались. В 2000 году, как раз на первомайские праздники произошли немалые перемены в схеме маршрутов. Учитывая планировку города — а он вытянутый с запада на восток — электротранспортники предложили ввести новые маршруты, захватывающие по пути следования крупные микрорайоны и центр города. Маршруты № 18 (Порт Ленина — Бородинский мкрн), № 19 (Порт Ленина — Осипенковский мкрн), № 22 (Порт Ленина — Песчаная) были компенсированы большим количеством машин на более длинных маршрутах, проходящих от вышеуказанных микрорайонов около порта Ленина, но следующих далее. На м-т № 17, заменивший 18-й, было выпущено 18 машин (вместо ходивших 12-ти). Кроме того № 5 продлили от пл. Ленина до Бородинского микрорайона. На м-т № 11 (вместо № 19) было выпущено 14 машин — ранее на нём ходило всего 8. Кроме того теперь 11-й ходил также как и 16-й через плотину ДнепроГЭС. Вместо 22-ого было выпущено большее кол-во "троек" (15 штук). По острову Хортица теперь начал ходить троллейбус № 24. Отменён м-т № 23 из-за возросшего количества троек.

На май 2000 список маршрутов выглядел так:

ElectroLAZ-12 возвращаясь на маршрут № 14
  • № 3. ж/д вокзал «Запорожье-1» — ул. Песчаная
  • № 4. з-д «Запорожсталь» — пл. Профсоюзов — Набережная
  • № 5. ул. Чумаченко — Бородинский мкрн.
  • № 6. Кинотеатр "Космос" - Троллейбусный Парк-2
  • № 7. Троллейбусный парк № 2 — ж/д вокзал "Запорожье-2"
  • № 8. Симферопольское шоссе — з-д «ЗапорожКабель»
  • № 9А. з-д «Запорожсталь» (круговой — по внешнему кругу)
  • № 9Б. з-д «Запорожсталь» (круговой — по внутреннему кругу)
  • № 10. Набережная — з-д «КремнийПолимер»
  • № 11. ул. Седова — ДнепроГЭС — "Арматурный" з-д
  • № 13. Набережная — ДК «Огнеупор»
  • № 14. Набережная — ул. Чумаченко
  • № 15. ул. Чумаченко — ж/д вокзал "Запорожье-2"
  • № 16. "Арматурный" з-д — ДнепроГЭС — ж/д вокзал "Запорожье-2"
  • № 17. Бородинский мкрн. — ул. Седова
  • № 20. Симферопольское шоссе — пл. Ленина
  • № 21. з-д «ЗапорожКабель» — порт им. Ленина
  • № 24. ж/д вокзал "Запорожье-2" — о. Хортица - "Арматурный" з-д

В середине 2001 года был закрыт м-т № 21. На 8-ой м-т было выпущено в 2 раза больше машин (16 штук). № 20 был переведён на пиковое функционирование. 24 августа 2001 года на день Независимости Украины была открыта новая троллейбусная линия на Южный микрорайон. Это был поистине праздник для всего города, ведь последний раз новую линию открывали 10 лет назад. Правда, это был лишь первый участок новой линии. Троллейбус совершал только одну остановку. Ехал до неё от вокзала 5 минут безостановочно, преодолевая плавни, и доезжал до первого кольца микрорайона. Проблема обеспечения транспортом Южного микрорайона назрела давно. Ведь ходившие туда бесчисленным количеством автобусы не могли обеспечить быструю разгрузку пассажиропотока. На 6 октября — день Города — было намечено открытие второй очереди новой линии. Благодаря усилиям городского головы Александра Поляка строительство было завершено в срок. Весь проект обошёлся в 14 миллионов гривен.

Новый маршрут открывать не стали, а продлили маршрут № 3, поскольку новая конечная располагалась в 11 минутах езды от старой конечной (вокзала Запорожье 1). На маршрут стали выпускать 18 машин, а позже 20. Причем только 2 из всех были пиковыми.

В декабре появились троллейбусы, которые ходили по пробному маршруту «Южный микрорайон — Набережная». Испытание нового маршрута шло около 5 месяцев, но не было результативно. Материальные проблемы и нехватка подвижного состава не позволили маршруту присвоить номер, как это планировалось.

В этом же году из-за поломки арочного моста, соединявшего Правый Берег с островом Хортица прекратилось движение всех транспортных средств по нему, в том числе и трол. № 24. Линию демонтировали. В июне 2003 мост был открыт.

С 2002 года начинается кризис на предприятии. В 2002 году машины троллейбуса № 20 переводят на м-т № 20-а (Симферопольское шоссе — Осипенковский мкрн). Спустя некоторое время 20-а убирают. На маршрут № 5, который соединяет концы города было решено выпустить 30 машин, оставив только 6 машин на № 17.

В марте закрыли м-т № 15. Днём на троллейбусах этого м-та трудно было увидеть хотя бы на четверть заполненный салон. В пиковое время он теперь не требовался из-за возросшего количества машин на № 5. С 14-го сняли несколько машин по причине все той же пятерки.

Управление ЗЭТ решили поэкспериментировать с обслуживанием маршрута 2-мя парками. Эксперимент решили проводить на м-те № 5. 10 машин с парка № 1 и 20 машин с парка № 2 стали успешно обслуживать линию. Теперь не требовалось выпускать машины на маршрут очень рано, с тем расчетом, чтобы первая машина в 7:30 уже совершила один круг, и успела доставить вовремя школьников и рабочих, поскольку оборотное время 5-ки составляло 160 минут.

Самыми длинными из маршрутов являются — № 3, 5, 8, 11, 14, 16, 20-а.

Уже летом 2003 года м-ты № 7, 9а, 9б, 14 были переведены на бескондукторное функционирование. Однако, ввиду низкой культуры оплаты, водители были вынуждены работать за кондукторов. Троллейбусы этих маршрутов впускали пассажиров через переднюю дверь, как и во многих автобусах Запорожья.

В декабре 2002 года был введён так называемый «С-Маршрут» — маршрут № 8. 20 машин прошли капитальный ремонт (отремонтировали салоны и покрасили в фирменную окраску), выкрасили в сине-жёлтый цвет, нанесли логотипы пива «Славутич». Для запорожцев это стало настоящим подарком — каждое первое воскресенье месяца до весны 2004 года проезд в троллейбусах «С-Маршрута № 8» был бесплатным.

В начале 2003 года на улицы стали показываться арендные троллейбусы (маршрут № 3, выпуски второго парка — 6 штук). На недавно появившийся маршрут № 25 «Чумаченко — Арматурный з-д» тоже стали пускать аренду. Правда, за все время существования этого маршрута, а это где-то 3 месяца, там всегда присутствовало 1-3 машины, не более, несмотря на то, что оборот составлял почти 3 часа. Тем не менее аренда, хоть и не в большой мере, но прижилась.

11 марта 2003 года измученные невыплатой зарплаты за 6 месяцев работники устроили страйк — не выехали на маршруты. Уже на второй день вопрос был решен — в обед на маршруты повыезжали все, кому это было положено.

Маршрут № 5 постепенно вымирает. Совсем недавно на нём ходило 30 машин. Маршрутчики добились того, чтобы «обрезать» путь троллейбусу на Бородинский мкрн. И теперь на нём работает 2 машины, да и то в час пик. В апреле 2004 года 5-й маршрут вовсе закрывают. На 17-ом остается работать 6 машин, 4 из которых — пиковые.

В марте 2004 года городские власти приняли решение о расширении проспекта Ленина от порта Ленина до универмага «Украина» за счет снятия трамвайных рельс. Так были сняты трамвайные маршруты № 1,2,4,7. В качестве компенсации было обещано продлить троллейбус от проспекта до порта, куда ранее заезжал трамвай (это расстояние где-то около 250 метров). Компенсацией послужило и увеличение количества выпусков на маршруты, которое составляло 74 машины до марта. Теперь на маршруты стало выезжать 95 машин, из которых 58 — полнодневные, остальные — пиковые. Ещё было обещано купить для города новые троллейбусы. Выбор пал на продукцию Южного машиностроительного завода. В апреле 2004 мэр Запорожья сам поехал на завод для просмотра предлагаемых машин. Стоимость троллейбуса ЮМЗ-Т2 составляла 100'000 долларов (на то время — 537 тыс. гривен). Но удалось договориться о покупке 4-5 троллейбусов по цене 500 тыс. грн. с обещанием в этом же году купить ещё с десяток таких же.

Пришедшие 5 новых троллейбусов были куплены городу за счет промышленных предприятий. Три из них — № 001 (куплен «Запорожтрансформатором»), № 003 и 005 (куплены «Запорожсталью») пошли в парк № 1. Два других — № 032 («Мотор-Сич») и № 034 («Днепроспецсталь») — в парк № 2. 9 Мая было презентовано ещё 2 машины, которые пошли в парк № 2. Эти машины были куплены за счет города. Машины № 036 и 038 были украшены надписями «С Днем Победы!». Таким образом город получил 7 машин.

На 26.10.2004 на балансе двух троллейбусных парков числится 197 машин, из которых 11 ЗиУ-10, 12 ЮМЗ-Т1, 10 ЮМЗ-Т2 и 164 ЗиУ-9. За период с 26 октября 2004 года до марта 2005 было списано примерно 3-4 машины (в парке № 2 — № 566 (заменили № 518-м) и № 530).

На начало 2006 года в троллейбусных парках Запорожья прописано около 170 троллейбусов, из которых 25-35 машин не используются. За последние годы предприятие помимо плановых осуществляет и капитально-восстановительные ремонты на ВРМ в трампарке № 1. Через ВРМ за 2005 год прошло около 15 машин, и за 4 месяца 2006 года ещё 10 машин.

В последние дни декабря 2005 года и все зимние месяцы 2006 года по городу проходит проба троллейбуса нового поколения (низкопольник) ElectroLAZ-12 с бортовым номером 2040 (полученным в Донецке, где использовался до Запорожья). После пройденных проб, местные власти одобрили машину, и пообещали купить 20 таких машин для города, но уже к лету 2006 года поменяли мнение в пользу троллейбуса МАЗ-Т103. После провала договора между Минским автомобильным заводом и городом о поставке 12 троллейбусов МАЗ, вновь провели тендер, где победителем стал ЛАЗ. Все-таки к концу года в город прибыло 6 машин ElectroLAZ, которые отправили в первый парк (№№ 007, 009, 011, 015, 017, 019). Благодаря увеличению количества машин (с ВРМа также постоянно прибывают ремонтированные машины — в среднем 1-2 в месяц) стало возможным возобновление маршрутов №№ 5, 16, 20, 26 — всё это было сделано в период с начала до лета 2007 года. Маршрут № 16 закрыли уже в августе за ненадобностью.

В ноябре-декабре 2007 в город пришли ещё 4 ElectroLAZ'а, которые получили прописку в парке № 2 (№ 040, 042, 044, 046). 5 октября 2008 года в троллейбусный парк № 2 прибыл ещё один низкопольный троллейбус ElectroLAZ-12, которому присвоен номер № 048. С 1 августа 2008 года стоимость проезда составила 1 грн.

В августе 2009 из-за аварийного состояния плотины ДнепроГЭС принято решение о ремонте крайних двух полос. На период ремонта по плотине запретили движение "гармошек", а также периодически примерно с 9 утра до 15-16 часов закрывали движение троллейбусов на ней. В это время на правом берегу троллейбусного движения не было, а на левом троллейбусы разворачивались на пл. Ленина. "Гармошки" 1 парка по будням работали на м-те №26, 2 парка - на 5, 14 и 20 м-тах.

С 29 марта 2010 г. в запорожские троллейбусы вернулись компостеры.[8] А с 1 апреля 2011 года проезд подорожал до 1,5 грн.

С 1 ноября 2011 года запущен маршрут № 23. пл. Ленина — Южный мкрн. в качестве эксперимента, при этом слегка уменьшено количество выпусков на 3 и 8 маршрутах. Однако с 1 декабря маршрут отменили в связи с его неэффективностью.

Запорожэлектротранс

Билет

КП «Запорожэлектротранс» – одно из немногих предприятий Украины, которое имеет в своем составе вагоноремонтные мастерские и выполняет самостоятельно капитально-восстановительные ремонты троллейбусов (ежегодно около 25 машин). На предприятии готовят водителей троллейбусов — за период с 1992-го по 2009-й год было обучено 670 человек[3].

В 2007-2008 годах предприятие «Запорожэлектротранс» было признано лучшим во Всеукраинском смотре-конкурсе, который проводится Министерством по вопросам ЖКХ Украины, ЦК профсоюзов работников ЖКХ Украины и корпорацией «Укрэлектротранс». Первое место в отрасли ЖКХ присуждено коллективу во Всеукраинском конкурсе на лучший коллективный договор по итогам 2007 года[3].

Депо

  • троллейбусный парк № 1
  • троллейбусный парк № 2

Примечания

  1. ↑ Мэрия сократила количество троллейбусных и трамвайных маршрутов Запорожья (22 апреля 2010). Архивировано из первоисточника 12 марта 2012.
  2. ↑ Троллейбусные маршруты г. Запорожья \\ pridntroll.narod.ru
  3. ↑ Где от меня и до тебя ходил троллейбус. г. "МИГ" (17 декабря 2009). Архивировано из первоисточника 12 марта 2012.
  4. Список моделей — Запорожье, троллейбус — СТТС
  5. Газета "Верже". Запорожскому троллейбусу — 60 лет!
  6. 1 2 3 4 5 И. Нусина Ты вези меня, троллейбус // Миг. — 1994, 17 декабря. — С. 2.
  7. ↑ А хто пам'ятає запорізький "дерев'яний" тролейбус?  (укр.). «Архивировано из первоисточника 12 марта 2012.
  8. В Запорожские троллейбусы возвращаются компостеры: в каждом будет по 6-7 штук и спецконтролеры (13.03.2010). Архивировано из первоисточника 6 июня 2012.

Источники

  • Газета "Верже". Запорожскому троллейбусу — 60 лет!
  • Пилип Юрик А хто пам'ятає запорізький "дерев'яний" тролейбус?  (укр.). "Запорізька правда" (25 декабря 2009). Архивировано из первоисточника 12 марта 2012.
  • Екатерина Стрижевская Где от меня и до тебя ходил троллейбус. г. "МИГ" (17 декабря 2009). Архивировано из первоисточника 12 марта 2012.

Ссылки


Запорожский троллейбус.