2017-forum.ru

Культурный проект

СВАРЗ

Сокольнический вагоноремонтно-строительный завод (СВАРЗ) — ремонтный завод в Москве, филиал Государственного унитарного предприятия ГУП «Мосгортранс».

Содержание

История

Завод был основан в 1905 году как «Сокольнические трамвайные ремонтные мастерские». Создание их стало следствием бурного развития на рубеже ХIХ-ХХ веков московского трамвая, увеличения протяжённости его маршрутной сети и количества подвижного состава.

За время своего существования предприятие изготавливало широчайшую номенклатуру продукции: от артиллерийских снарядов во время обеих мировых войн до фуникулёров в престижных сочинских санаториях и уникальных пикетных постов ГАИ, установленных на всех радиальных въездах в Москву в преддверии летних Олимпийских игр 1980 года.

В 1930 году завод освоил выпуск прицепных трамвайных вагонов типа С. В 1947 году был освоен выпуск ходовых тележек типа 2ДС для вагонов МТВ-82. С 1950 года стала производиться модернизация прицепных трамвайных вагонов и вагонов серии БФ. До 1976 года на СВАРЗе осуществлялся капитальный ремонт вагонов МТВ-82 и Татра.

В течение 1934-36 годов завод был единственным массовым производителем первых советских троллейбусов марки ЛК. В 1955-1956 годах предприятие изготовило 18 троллейбусов экскурсионного типа марки ТБЭС для выставочной линии ВСХВ (ВДНХ). В течение 1958-1964 гг. изготовлено 524 единицы модернизированной модели этого троллейбуса МТБЭС для городских магистралей. В 1959 году СВАРЗ спроектировал и изготовил первый в СССР сочленённый троллейбус ТС-1. В течение 1959-63 годов предприятие изготовило 45 таких машин, а в 1964-68 годах – 90 сочлененных троллейбусов ТС-2. На протяжении 10 лет (с 1960 по 1970 гг.) завод изготавливал грузовые троллейбусы модели ТГ-1 и ТГ-3.

В разные годы на СВАРЗе были изготовлены для городского хозяйства Москвы рельсоуборочные машины, рельсотранспортёры, кабелеукладчики, передвижные высоковольтные подстанции, автовышки для технического обслуживания и ремонта контактной сети трамвая и троллейбуса. Для вновь строящихся многоэтажных зданий изготовлено около 1,5 тысяч лебёдок и кабин лифтов. Со второй половины 1960-х годов основной сварзовской продукцией, наряду с ремонтом ходовых и силовых агрегатов трамвая, стал капитальный ремонт автобусов: сначала машин ЛиАЗ-677, а впоследствии – автобусов семейства Икарус и их агрегатов. Сейчас завод СВАРЗ занимается капитальным ремонтом автобусов ЛиАЗ-5256 и ЛиАЗ-6212.

Сегодня СВАРЗ является динамично развивающимся городским предприятием; для нужд муниципальных и ведомственных стоянок разработана и запатентована механическая противоугонная система «МОПС», на заводе производится капитальный ремонт трамвайных тележек Усть-Катавского вагоностроительного завода и трамваев Т-3 Татра.

В настоящее время на заводе создан многофункциональный технический центр по сервисному обслуживанию автобусов с аккумуляцией в нем всех передовых и инновационных технологий, оснащённый современным диагностическим и станочным оборудованием, позволяющим осуществлять весь комплекс мероприятий по техническому сопровождению и эксплуатации любого пассажирского транспорта.


Завод СВАРЗ в массовой культуре и фольклоре

С заводом СВАРЗ ходят много крылатых фраз и выражений, некоторые из которых быстро и стремительно пошли в народ, после капитальных ремонтов автобусов:

  • Сварзовский обрубок, сварзовский отпилок, сварзовский кастрат - Автобус Икарус - 280-й серии, которому при капитальном ремонте отпиливают прицеп и хвостовую заднюю часть и приваривают к моторной части автобуса.
  • Сварзовская ХБИшка - Автобус ЛиАЗ-5256.25, прошедший капитальный ремонт на СВАРЗе.
  • Отсварзёныш - Автобус любой марки, откапиталенный на СВАРЗе.
  • Сварзировка - прохождение капитального ремонта автобуса в данный момент.
  • Отсварзирование - окончание капитального ремонта автобуса и возврат его в автобусный парк.

Автобусы и троллейбусы СВАРЗ

Серийные

Опытные

Ссылки

  • СВАРЗ. Официальный сайт

55° с. ш. 37° в. д. / 55.788978° с. ш. 37.691816° в. д. (G) (O)

СВАРЗ.