2017-forum.ru

Культурный проект

Самосвал
Разгрузка самосвала

Самосва́л — грузовой саморазгружающийся автомобиль, прицеп или полуприцеп с кузовом (чаще бункерного типа), механически (как правило, гидравлически) наклоняемым для выгрузки груза или с принудительной разгрузкой (например, шнеком). Также существуют самосвалы, для выгрузки которых применяется наклон всего автомобиля при помощи телескопических подъёмников.

Самосвалы применяются для перевозки навалочных, или сыпучих, или иных грузов, пригодных для такой выгрузки, которая производится посредством их опрокидывания из кузова.

Самосвалы классифицируются:

  • По типу выгрузки (наклоном или принудительной)
  • По направлению выгрузки (вбок, назад)
  • По типу кузова (бункер, платформа, съезжающий бункер, съезжающая платформа)

Хотя грузоподъёмность самосвала меньше, чем у аналогичного грузовика с фиксированной грузовой платформой, тем не менее самосвалы выгодны из-за сокращения времени на разгрузку. Самосвалы различают по способу разгрузки — задняя, боковая, двусторонняя и универсальная разгрузка на все стороны. В России самосвалы производят компании КАМАЗ, КРАЗ, УРАЛ, ЗИЛ, ГАЗ.

Содержание

Дорожные самосвалы

Самосвал «Tata DAEWOO» 6x4, 15m3

Самосвалы, предназначенные для дорог общего пользования, выпускают практически все производители грузовой техники. Эти машины используются в строительстве, ремонте, коммунальном хозяйстве, сельском хозяйстве, а также при добыче полезных ископаемых. Обычно они имеют от 2 до 4 осей и грузоподъёмность в пределах 40 тонн. Однако встречается и более внушительная техника, так, например, европейские компании GINAF и Terberg выпускают 5-осные самосвалы, американские же производители (Freightliner, Kenworth, Western Star…) доводят их количество до 7. Конструкция этих «многоножек» позволяет поднимать (поджимать) до четырёх осей и передвигаться на сохранивших контакт с поверхностью.

Внедорожные (карьерные) самосвалы

[1]

Карьерные (внедорожные) самосвалы используются на открытой разработке полезных ископаемых. Из-за их габаритов и веса, эксплуатация на дорогах общего пользования не представляется возможной. Крупные модели доставляются до места работы по частям и собираются уже на месте.

Наиболее целесообразной, для тяжёлых самосвалов, признана схема с двумя осями, с задним или полным приводом и разгрузкой кузова назад. В 1970-е годы пытались использовать трёхосные самосвалы, как например Terex Titan и WABCO 3200B, но такие схемы в карьерах не прижились. Компания Kress предлагает самосвалы с донной разгрузкой, но это требует использования специального разгрузочного комплекса.

На современных сверхтяжёлых самосвалах обычно применяется гибридная силовая установка — дизельный двигатель приводит в действие генератор переменного тока, который питает тяговые электродвигатели, вращающие колёса (см. Электрическая передача). Тормозная система, так же совмещённое действие гидравлики и электромоторов, которые в режиме торможения вырабатывают энергию. Над созданием электропривода трудятся совместно — General Atomics (Terex), General Electric (Komatsu), Siemens (Hitachi, Liebherr, БелАЗ).

Особняком стоит Caterpillar 797B, который обходится без лишних элементов (генератора и электродвигателей). Этому способствует самый большой в мире двигатель, из тех, что устанавливаются на грузовики — CAT 3524B (два совмещённых CAT 3512B), 24 цилиндра, объёмом 117 литров, крутящий момент переваливает за 16000 Нм (запас 22 %). Машина имеет 7-ми ступенчатую гидромеханическую трансмиссию. Тормоза гидравлические. Однако, в настоящее время, компания готовит к производству новое поколение самосвалов, которые, будут иметь дизель-электрический привод, разработанный совместно с Mitsubishi Electric.

Наибольшая эффективность подобных гигантов, достигается при использовании в паре с гидравлическим или тросовым экскаватором, осуществляющим загрузку за 3-5 циклов. Учитывая, что уже есть экскаваторы, оборудованные ковшом, вмещающим более 76 кубометров породы (более 100 тонн), и всё возрастающий спрос на сырьё, вполне вероятно появление самосвалов, способных перевозить более 400 тонн, разработка которых, по некоторым данным, уже ведется.

Сейчас выпуском карьерных самосвалов занимаются более 20 компаний. Основную часть рынка, более 95 %, составляют самосвалы грузоподъёмностью до 40 тонн.

Самые грузоподъёмные модели ведущих производителей:

Производитель Модель Грузоподъёмность, тонн Полная масса, тонн Двигатель  Мощность, л.с. Максимальная скорость, км/ч Год выпуска Ссылка
Caterpillar 797F 363 623 Caterpillar 4000 67 2009 [2]
Liebherr T 282 C 363 600 MTU 3755 / 4023 64 2010 [3]
Unit Rig (Terex) MT 6300AC 363 598 MTU 3750 64 2008 [4]
Liebherr T 282 B 363 600 MTU 3650 64 2004 [5]
БелАЗ 75601 360 610 MTU 2800/3807 64 2010 [6]
Caterpillar 797В 345 623 Caterpillar  3550 67 1998 [7]
Komatsu 960E 327 576 Komatsu  3500 65 2008 [8]
Unit Rig (Terex) MT 5500 326 543 MTU/Cummins  2700 64 2006 [9]
БелАЗ 75600 320 560 Cummins  2610/3549 64 2006 [10]
Terex 33-19 Titan 317,5 550 Electro-Motive 3300 48 1974
Caterpillar 795F AC 313 570 Caterpillar  3400 64 2009
Euclid-Hitachi EH 5000 286-315 528 MTU 2700 67  ? [11]
Liebherr TI 274 290  ? MTU  3000 64 2007 [12]
Komatsu 930E 290 502 Komatsu  2700 / 3500 64 1996 [13]
Euclid-Hitachi EH 4500 282 435 MTU/Cummins  2700 67  ? [14]
Komatsu 860E 254  ? Komatsu  2700 64 2008
БелАЗ 75310 240 401 Cummins 1864/2535 64 [15]
Euclid R260 238 387 Detroit Diesel 2500 49 1997
Caterpillar 793F 226,8 390 Caterpillar 2650 60 2009
Komatsu 830E 222 385 Komatsu  2500 49  ? [16]
БелАЗ 75307 220 376 Cummins  1715/2330 64  ? [17]
БелАЗ 75306 220 376 Cummins  1715/2330 43  ? [18]
БелАЗ 75302 220 376 MTU  1715/2330 43  ? [19]
Kress 200C 220 342 Caterpillar  1700 73  ? [20]
Unit Rig (Terex) MT 4400AC 218 392 MTU/Cummins  2700 64  ? [21]
Liebherr T 262 218 390 MTU  2500 51  ? [22]
Caterpillar 793В 218 383 Caterpillar  2415 54  ?
WABCO 3200В 214 383 GM  2475  ? 1978

Сочленённые самосвалы

Самосвал с шарнирно-сочленённой рамой (землевоз, сочленённый самосвал, англ. articulated hauler, articulated dump truck, dumper), используется на строительных и карьерных работах, там где требуется повышенная проходимость и манёвренность. Трёхосные модели сочленённых самосвалов имеют шесть ведущих колёс. Более того, современные модели самосвалов оснащаются выключателем межколёсного дифференциала.

Caterpillar, применяет на своих самосвалах систему «Ejector» (модели 730 Ejector и 740 Ejector) — Подвижная стенка в кузове, выталкивает его содержимое, что позволяет осуществлять разгрузку на ходу, без опрокидывания кузова.

Bell, может предложить самосвалы с гусеничным ходом.

Hydrema, имеет поворотный механизм кузова, это даёт возможность разгружаться, не только назад, но и в любую из боковых сторон.

Сочленённые самосвалы выпускают компании — Astra, Bell Equipment (в странах Азии и в Австралии известны под маркой Hitachi, а в Америке под маркой DEERE (John Deere)), Case, Caterpillar, Hydrema, JCB, Komatsu, Liebherr, Moxy, Terex, Volvo, БелАЗ, МоАЗ, BALTIETS («ЗСМ-БАЛТИЕЦ»)

Самые грузоподъёмные модели:

Производитель Модель Грузоподъёмность, тонн Полная масса, тонн Двигатель — Мощность л.с./Крутящий момент Нм. Максимальная скорость, км/ч

Ссылка

Moxy MT51 46,2 77,6 Cummins — 510лс / — 54 [23]
Bell B50D 45,4 79,9 Mercedes — 523лс / 2147Нм 48 [24]
Hitachi AH500-D 45,4 81,5 Mercedes — 523лс / 2147Нм 48 [25]
Caterpillar 740 39,5 72,6 Caterpillar — 469лс / 2412Нм 54 [26]
Volvo A40E 39 69,2 Volvo — 476лс / 2525Нм 57 [27]
Caterpillar 740 Ejector 38 73,6 Caterpillar — 469лс / 2412Нм 54 [28]
Terex TA40 38 68,8 Detroit Diesel — 450лс / 2100Нм 60 [29]
Moxy MT41 37,2 64,3 Scania — 450лс / — 53 [30]
Bell B40D 37 66,8 Mercedes — 422лс / 1974Нм 52 [31]
Hitachi AH40-D 37 66,9 Mercedes — 422лс / 1974Нм 52 [32]
John Deere 400D 37 66,9 Mercedes — 422лс / 1974Нм 52 [33]
Astra ADT 40C 37 66 Iveco — 455лс / 2000Нм 50 [34]
Komatsu HM400-2 36,5 69 Komatsu — 453лс / 2090Нм 58 [35]
Case 340B 36 65 Case — 456лс / 2000Нм 50 [36]

Самосвалы для подземных работ

Самосвалы для подземных работ предназначены для транспортирования и выгрузки взорванных или разрыхлённых механическим способом пород в стеснённых условиях подземных шахт, при добыче полезных ископаемых и строительстве тоннелей. Конструкция позволяет использовать их и на открытых разработках, но не столь эффективно.

Подземные самосвалы выпускают компании Atlas Copco, Caterpillar, DUX Machinery, Paus, Sandvik, БелАЗ, МоАЗ

Самые грузоподъёмные модели:

Производитель Модель Грузоподъёмность, тонн Собственная масса, тонн Двигатель — Мощность л.с. Колесная формула Максимальная скорость, км/ч Ссылка
Sandvik Supra 0012H 80 58 Detroit Diesel — 425лс 10x8 - [37]
Sandvik TORO 60 60 48,5 Cummins — 760лс 6x4 - [38]
Atlas Copco MT6020 60 43,9 Cummins — 760лс 4x4 - [39]
Caterpillar AD55B 55 47 Caterpillar — 805лс 4x4 41
Sandvik TORO 50 50 32,5 Detroit Diesel — 525лс 4x4 - [40]
Atlas Copco MT5020 50 42 Cummins — 650лс 4x4 - [41]
Caterpillar AD45B 45 40 Caterpillar — 587лс 4x4 52
DUX TD45 41 39,4 Detroit Diesel — 575лс 4x4 - [42]
Sandvik TORO 40 40 30,7 Detroit Diesel — 475лс 4x4 - [43]
БелАЗ 75800 40 35,5 Cummins — 476лс 4x4 40 [44]
МоАЗ 7508 35 29 ЯМЗ — 360лс 6x4 40

Известные производители

  • БелАЗ (СССР, Белоруссия)
  • МАЗ (СССР, Белоруссия)
  • МоАЗ (СССР, Белоруссия). C 2007 года является филиалом ОАО «БелАЗ» в г. Могилеве.
  • КамАЗ (СССР, Россия)
  • КрАЗ (СССР, Украина)

См. также

В Викисловаре есть статья «самосвал»
  • Скрепер — самосвал, который не только сам разгружается, но и сам нагружается.
  • Думпкар — вагон-самосвал.
  • Думпер

Литература

  • Соловьев А. Н. Справочник инженера предприятия технологического транспорта и спецтехники. (в 2-х томах). // 1344с. 2010 г. Издательство "Инфра-Инженерия"

Ссылки

  • Форум самосвальщиков


Самосвал.